Острая критика действительности и трагические судьбы людей «дна»

Пьеса «На дне» — гениальное философское произведение М. Горького. В ней представлены люди, брошенные на самое дно жизни. Они брошены туда обществом, в котором одни, имея все, властвуют, считают себя хозяевами жизни, а другие не имеют ничего и становятся узниками своей несчастливой судьбы. Итак, Горький рисует нам грязную ночлежку, хозяином которой является лицемерный и жадный старик Костылев.

В этой ночлежке живут люди самых разных слоев общества. Здесь мы видим бывшего артиста, слесаря Клеща, который все еще надеется выбраться из

этой дыры, его умирающую жену Анну, Барона, в прошлом дворянина, а теперь такого же нищего, как и все обитатели этого подвала, бывшего телеграфиста Сатина, вора Пепла и еще нескольких таких же несчастных людей. В особый сюжетный узел завязываются отношения между хозяином ночлежки, его женой, ее сестрой Наташей и Пеплом. Василиса нещадно избивает свою сестру за то, что та нравится ее любовнику Пеплу.

В то же время с помощью этого человека она хочет избавиться от своего мужа. Заканчивается этот конфликт тем, что Пепел убивает старика Костыле-ва и исчезает в неизвестном направлении, избитая Наташа оказывается в больнице,

а затем тоже исчезает, Василиса же попадает в тюрьму. Отдельно развивается сюжетная линия, связанная с отношениями потерявшего работу и опустившегося на «.дно» слесаря Клеща и его несчастной жены. Раньше этот человек часто избивал ее.

Он и теперь, когда она умирает, не проявляет к ней не только любви, но даже сочувствия. Отдельные сюжетные узлы образуются из отношений Барона и Насти, Медведя и Квашни, из судеб Актера, Бубнова, Алешки и других. Особую роль играет в пьесе «На дне» Лука.

Этот странствующий проповедник всех утешает, всем обещает избавление от страданий, всем говорит: «Ты — надейся!», «Ты — верь!» Говорит он это не потому, что действительно ждет перемен в судьбах людей, а потому, что не ждет никаких перемен, не верит в способность людей изменить жизнь, даже в их способности вынести сознание всей страшной правды жизни. Он не видит для людей иного облегчения, чем мечты и иллюзии. Лука уверен, что правдой никогда никакую душу не вылечишь, да и ничем не вылечишь, а можно лишь смягчить боль с помощью утешительной лжи. И хоть он при этом искренне жалеет людей и искренне хочет помочь им, его проповедь приносит вред. Эта проповедь, сталкиваясь со всем тем живым, что еще сохранилось в душах обитателей «дна», либо терпит поражение, либо ускоряет гибель побежденных.

Лука говорит умирающей Анне, не знавшей при жизни покоя: «Ты с радостью помирай, без тревоги…» А в Анне, напротив, усиливается желание жить: «… еще немножко… пожить бы… немножко! Коли там муки не будет… здесь можно потерпеть… можно!» Этот странник рассказывает Наташе притчу о «праведной земле», чтобы убедить ее в пагубности правды и в спасительности иллюзий. А Наташа делает совсем другой, прямо противоположный вывод о герое этой притчи, покончившем собой: «Не стерпел обмана».

И эти слова бросают свет на трагедию Актера, поверившего утешениям Луки и не сумевшего потом вынести горького разочарования. В последнем акте, когда Луки уже нет в ночлежке и когда все спорят о том, кто он такой и чего добивается, Сатин сперва защищает его: он отрицает, что Лука — сознательный обманщик, шарлатан. Но эта защита быстро превращается в нападение на ложную философию этого странствующего утешителя. Сатин говорит: «Он врал… но — это из жалости к вам…

Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… Я — знаю ложь! Кто слаб душой и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие — прикрываются ею… А кто сам себе хозяин, кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь?

Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!» Ложь как «религию хозяев» воплощает в себе Костылев, живущий чужими соками. Лука воплощает в себе ложь как «религию рабов», выражающую их слабость и подавленность, их неспособность бороться, их склонность к терпению, к примирению, к всепрощению. Горький противопоставляет Луке Сатина, который, несмотря на все тяготы жизни, на ужасное положение, в котором он оказался, восклицает: «Человек — вот правда!

Человек! Это великолепно! Это звучит… гордо!» Эти слова внушают несокрушимую веру в то, что человечество идет и придет через все преграды и ужасы не к гибели, а к возрождению.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Ранняя лирика маяковского особенности.
Острая критика действительности и трагические судьбы людей «дна»

Categories: Новое