Почему Н. А. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве»?

Пьеса А. Н. Островского «Гроза», написанная в середине ХIХ века, вот уже много десятилетий подряд не сходит с театральных подмостков всего мира. В чем же заключается успех этой драмы, описывающей жизнь в маленьком купеческом городке на Волге? Я думаю, в том, что автор затронул в произведении вопросы, актуальные во все времена. Появившись в печати, «Гроза» сразу же вызвала широкий отклик общественности. Многие литературные критики того времени писали об этой драме, ее героях, конфликте и проблемах.

Большие споры вызвала личность главной

героини «Грозы» — Катерины Кабановой. Известный критик Н. А. Добролюбов назвал ее «лучом света в темном царстве». Я полностью согласен с этим мнением. Мне кажется, город Калинов и его жителей со всей уверенностью можно назвать «темным царством».

Калинов — маленький волжский городок, где царствуют патриархальные устои. Это значит, что люди живут, бездумно следуя законам предков, неизменным на протяжении многих веков. Калиновцы прочно усвоили, что патриархальные законы — единственно правильные, а все остальное — от дьявола и ведет к погибели. В Калинове существуют свои хранители устоев.

Это,

прежде всего, богатая и уважаемая купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова, или Кабаниха. Смысл ее жизни — следить за соблюдением и сохранением старых порядков. Кабаниха считает, что с разрушением законов предков разрушится весь мир.

Она яростно пытается сохранить старый порядок любой ценой, подавляя и разрушая при этом жизнь близких — сына, дочери и невестки. Взгляды Кабанихи разделяют многие, например, странница Феклуша. Ее невежественные байки о том «ужасе», который творится во всем остальном мире, поддерживают уверенность Кабанихи в своей правоте. Из рассказов странницы мы понимаем, насколько невежествен, темен и неповоротлив мир Калинова. Его жители не могут и не хотят выходить за пределы дома, боятся развиваться, привыкать к чему-либо новому.

Молодежь Калинова хочет жить по-другому. Но у нее не хватает сил, чтобы открыто противостоять кабанихам. Поэтому молодое поколение приспосабливается, как может.

Сын Кабанихи, Тихон, натерпевшись упреков от матери, пускается в загулы, когда уезжает по делам за пределы города. Он панически боится мать и не способен отстоять свои взгляды на жизнь. Дочь Кабанихи, Варвара, не хочет конфликтов и скандалов, поэтому живет как хочет, но втихомолку, прячась и обманывая Кабаниху.

Единственный «просвещенный» человек в городе — чудак Кулигин — также не имеет силы, чтобы противостоять «отцам» города. Он предлагает дельные идеи по улучшению жизни в Калинове. Но, получая отказы, мирится с ними и живет дальше, прячась за свою мечту о создании вечного двигателя. Единственным человеком в пьесе, открыто противостоящим калиновским нравам, является Катерина Кабанова, жена Тихона. Она также воспитана в патриархальных условиях.

Ее жизненный идеал — крепкая семья, дети, жизнь в согласии и любви с мужем. Всем своим существом героиня стремится к этому. Она жаждет ласки, любви, счастья и свободы. Но в семье своего мужа Катерина ничего этого не получает. Марфа Игнатьевна строго следит, чтобы все было «как у людей».

Она требует от Катерины соблюдения, прежде всего, формальных, показных обычаев: громко выть, провожая мужа, бросаться к нему в ноги, покорно слушать его фальшивые наказы и т. п. То, что на самом деле творится в ее семье, Кабанихе безразлично. Для Катерины же это — самое важное. Недовольство своей жизнью толкнуло героиню на грех — на измену мужу. После долгих раздумий и мучений Катерина сознательно выбрала две недели счастливой любви с Борисом. Она точно знала, что никогда не сможет простить себе этот грех.

Действительно, после окончания романа с Борисом Григорьевичем нравственные муки раздирали душу героини. Чтобы как-то облегчить свою совесть, Катерина всенародно кается перед калиновцами. Но это не приносит ей облегчения, ведь главный судья — это она сама. Положение героини усугубилось презрением и ненавистью свекрови, посадившей Катерину под домашний арест. От безысходности героиня решается на самоубийство.

Она бросается в Волгу, оставив Тихона и Кулигина сокрушаться по ней и упрекать Калинов в жестокости. Мне думается, что Катерина — единственная цельная, сильная и чистая натура в этой пьесе. Подтверждение тому — ее моральные ценности, искренняя вера в Бога. Она считает грехом свою измену, за которую так и не смогла себя простить.

По-моему, это доказывает духовную чистоту и нравственность Катерины. Я считаю, что никто из калиновцев, совершив грех, не стал бы так терзаться. Катерина же сама рассказала обо всем, в надежде на поддержку и облегчение своих страданий.

Не найдя ни того, ни другого, не сумев себя простить, героиня уходит из жизни. Я считаю, что она не предала себя, своих ценностей и своих идеалов. Именно поэтому Катерину Кабанову можно назвать единственным «лучом света в темном царстве» Калинова.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Печорин герой или злодей сочинение.
Почему Н. А. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве»?

Categories: Новое