Пьеса «На дне», написанная Максимом Горьким в 1902 году, принесла ему мировую известность. Она была откликом писателя на самые актуальные проблемы современности. Идеологическая злободневность «На дне» сразу привлекла внимание русской общественности. Тематически пьеса завершила цикл произведений писателя о «босяках». «Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей»», — писал он.
Обитатели ночлежки — уже типы, в которых Горький дал огромные социально-философские обобщения. Герои
«На дне» — Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ — стремяться вырваться на волю со «дна» жизни, но чувствуют собственное бессилие перед запорами этой «тюрьмы». У них возникает ощущение безысходности своей судьбы и тяга к мечте, иллюзии, которые могли им дать хоть какую-то надежду на будущее. У Барона — это прошлое богатство, о котором он думает и мечтает вернуть. У Актера — его былое служение искусству, у Насти — вымышленный ею роман со студентом, у Наташи — ожидание какого-то необыкновенного события, которое перевернет всю ее жизнь.
Самым интересным типажом является, пожалуй, Наташа. Ее образ
разительно отличатся от других обитателей ночлежки. В ней ясно видны достоинство, чистота, гордость, которые так пленили Пепла. Главная интрига в том, сумеет ли героиня сохранить в себе эти качества?
Скорее всего, нет. Доказательство — ее сестра Василиса. У Наташи много общего с ней — та же воля, прямота, самолюбие. Очевидно, некогда Василиса была такой же, как Наташа, а стала «зверем», «гадиной».
В пьесе есть намеки, объясняющие эту метаморфозу. Настя говорит о Василисе: «Озвереешь в такой жизни… привяжи всякого живого человека к такому мужу, как ее…» Сама Василиса признается, что и мучает Наташу, и жалеет ее, и ничего не может с собой поделать: «…так — бью… что сама плачу от жалости… А бью». Были в Василисе прекрасные задатки, и живое напоминание этому — Наташа. Вот зеркало, в котором отражается будущее Наташи.
Но пока героиня не знает своего будущего и живет так, как живет. Ее поведение выбивается из общей системы отношений в ночлежке. И особенно ее речь. В своей работе «Заметки о мастерстве», М. Горький писал: «Рисуя человека как личность, как индивидуальность, писатель не может пройти мимо такой существенной вещи, черты его характера, как речь, с чрезвычайной гибкостью воспроизводящая культуру, профессию, психологический склад, душевное состояние человека.
Нет двух людей говорящих одинаково. Речь персонажа — это характерная, обобщенная речь, передающая основные, существенные черты его характера». Таким образом, наблюдая за речью персонажа, можно составить представление о нем самом, его культуре и уровне развития. Появления Наташи на сцене всегда знаковые.
Их всего четыре, но в каждом из них она раскрывается для читателя с новой стороны. В отличие от других персонажей Наташа не действует на сцене постоянно, что подчеркивает ее некую отстраненность от происходящего в ночлежке. Итак, выход на сцену Наташи неотрывно связан с Лукой.
Именно она представляет его обитателям «дна». Это совпадение, конечно же, неслучайно. Теперь, наряду с Лукой, Наташа становится символом утешения. Одно ее присутствие успокаивает людей. Вот что она говорит Клещу: «Андрей!
Жена твоя в кухне у нас… ты, погодя, приди за ней… Ты бы чай поласковей с ней обращался… ведь уж не долго». Речь героини простая и ласковая, за это ее и уважают. Лексика просторечная, этим автор указывает на социальное положение, но не грубая, в отличие от речи других «постояльцев». Наташа часто употребляет ласковые слова , Клеща называет по имени, а ведь никто к нему так больше не обращался.
Героиня естественна и искренна в проявлениях своего характера, на это указывает то, что автор практически не дает ремарок к ее словам. Второе появление на сцене Наташи связано со смертью Анны. Именно она обнаруживает, что больная скончалась. Если в первом акте Наташа раскрывалась с помощью образа Луки, то здесь героиня характеризует себя сама.
Вот что она говорит: «Вот и я… когда-нибудь так же… в подвале… забитая». Здесь девушка впервые говорит о смерти, и эта мысль станет ее отличительной чертой. Также, глядя на Анну, она говорит: «Ведь вот… хорошо, что она умерла… а жалко… Господи!..
Зачем жил человек?». Большое количество многоточий указывает на крайнюю эмоциональность характера героини, а к тому же и на застенчивость и некоторую «забитость». Кстати, впоследствии мы не раз услышим от Наташи афористичные высказывания.
В этом эпизоде героиня раскрывается как человек жалостливый и боящийся смерти. Но самое главное — она, пожалуй, единственная из всех персонажей, кто задумывается о своей жизни. Это ее качество проявится в разговоре с Пеплом. Третий акт начинается с того, что Настя рассказывает о своей любви к студенту Раулю, которого сама себе придумала.
Наташа терпеливо слушает Настю и не перебивает. Также внимательно слушает Настю и Лука… Все остальные смеются над выдумками и доводят Настю до слез. Наташа же утешает девушку словами, что еще раз говорит о ее мягкости: «Они — из зависти это… про себя им сказать нечего…» Еще один афоризм.
Но Наташа может проявить и некоторую жестокость. Вот что она отвечает Барону на его придирки к Насте: «Ты! Молчи уж… коли бог убил…» Это, конечно, не бранная речь босяков, но все же достаточно грубая фраза. Немного позже Наташа рассуждает о правде и вранье: «Видно, вранье-то… приятнее правды…
Я — тоже…» Дальше читатель узнает, что мечтает она о чем-то особенном, но тут же заявляет: «А так… на самом деле — чего можно ждать?» Эта противоречивость характера и становится причиной трагедии героини. Отсюда и мысли о смерти, которую она ждет со дня на день. Язык Наташи вообще довольно примитивен, даже когда она говорит о своих мечтах. В ней нет ни метафор, ни эпитетов, что указывает на низкий уровень культуры и образования героини.
Но, несмотря на это, она обладает трезвым умом и рассудительностью, что помогает ей не озлобиться и не стать второй Василисой: «А кому — хорошо жить? Всем плохо… я вижу…». Это качество ее характера наиболее ярко выступает в разговоре с Пеплом, когда тот предлагает ей «идти» с ним. Наташа вначале отказывает ему, и причиной этого стало: «…любить тебя… не очень я люблю». Вот она, та искренность и чистота, которой так не хватает другим обитателям ночлежки.
Именно поэтому для девушки было таким ударом подозрение в сговоре Пепла и Василисы. В конце четвертого акта перед читателем совсем другая Наташа, она «мечется в беспамятстве». Ее речь мгновенно меняется, становится грубой: «Будь вы прокляты!», «вот он, проклятый!». Она кричит, многоточия указывают только на паузы в речи, а не на неуверенность. Больше нет перед нами доброй, милой девушки, она умерла…
Образ Наташи логически завершен, среда погубила и ее. И Горький доказал, что такая среда существовать не может, так как она убивает в человеке все человеческое.
Домби и сын персонажи.
Речевая характеристика Наташи в пьесе М. Горького «На дне»
Categories: Новое