Роль Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

«Грибоедов — человек одной книги, — заметил В. Ф. Ходасевич. — Если бы не «Горе от ума», Грибоедов не имел бы в литературе русской совсем никакого места». Главная особенность комедии заключается во взаимодействии двух конфликтов — любовного, главными действующими лицами которого являются Софья и Чацкий, и общественно-идеологического, в котором Чацкий сталкивается с консерваторами. Софья — основной сюжетный партнер Чацкого, она занимает особое место в системе персонажей комедии.

Любовный конфликт с Софией вовлек героя

в конфликт со всеми в обществе, послужил, по словам Гончарова, «мотивом, поводом к раздражениям, к тому «мильону терзаний», под влиянием которых он только и мог сыграть указанную ему Грибоедовым роль». София не принимает сторону Чацкого, но не принадлежит и к единомышленникам Фамусова, хотя жила и воспитывалась в его доме. Она человек замкнутый, скрытный, к ней трудно подступиться. В характере Софии есть качества, резко выделяющие ее среди людей фамусовского общества.

Это, прежде всего, независимость суждений, которая выражается в ее пренебрежительном отношении к пересудам и сплетням: «Что мне молва?

Кто хочет, так и судит…». Тем не менее, София знает «законы» фамусовского общества и не прочь воспользоваться ими. Например, она ловко подключает общественное мнение, чтобы отомстить бывшему возлюбленному. В характере Софии есть не только положительные, но и отрицательные черты. «Смесь хороших инстинктов с ложью» увидел в этом образе Гончаров.

Своеволие, упрямство, капризность, дополненные размытыми представлениями о морали, делают ее одинаково способной и на хорошие, и на дурные поступки. Ведь оклеветав Чацкого, Софья поступила безнравственно, хотя и осталась, единственная среди собравшихся в доме Фамусова гостей, убежденной в том, что Чацкий — совершенно нормальный человек. София умна, наблюдательна, рациональна в своих поступках, но любовь к Молчалину, одновременно эгоистическая и безрассудная, ставит ее в нелепое, комическое положение. В разговоре с Чацким София до небес превозносит душевные качества Молчалина, она настолько ослеплена своим чувством, что не замечает, «как портрет выходит пошл» . София, любительница французских романов, очень сентиментальна. Она идеализирует Молчалина, даже не пытаясь узнать, каков он на самом деле, не замечая его «пошлости» и притворства.

Отношение Софии к Чацкому совершенно иное. Она не любит его, поэтому не желает выслушать, не стремится понять его, избегает объяснений. София несправедлива к Чацкому, считая его черствым и бессердечным: «Не человек, змея».

София приписывает ему злобное желание «унизить» и «кольнуть» всякого, и даже не пытается скрыть свое безразличие к нему: «На что вы мне?». София, главная виновница душевных терзаний Чацкого, сама вызывает сочувствие. По-своему искренняя и страстная, она полностью отдается любви, не замечая, что Молчалин лицемерит. Эта любовь — своеобразный вызов героини и отцу, который озабочен тем, чтобы найти ей богатого жениха. София самолюбива, горда, умеет внушить уважение к себе.

В финале комедии ее любовь сменяется презрением к Молчалину: «Упреков, жалоб, слез моих не смейте ожидать, не стоите вы их…». София осознает самообман, винит только себя и искренне раскаивается. В последних сценах «Горя от ума» от прежней капризной и самоуверенной Софьи не остается и следа. Судьба Софьи, на первый взгляд, неожиданна, но в полном соответствии с логикой ее характера, сближается с трагической судьбой отвергнутого ею Чацкого, Действительно, как тонко заметил Гончаров, в финале комедии ей приходится «тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается «мильон терзаний».

Развязка любовного сюжета комедии обернулась для умной Софии горем, жизненной катастрофой.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)




Сочинение подслушанный разговор в библиотеке.
Роль Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Categories: Новое