Третьеиюньская монархия (1907-1914). Деятельность П. А. Столыпина
Суть Третьеиюньской монархии заключается в том, что благодаря избирательному закону 3 июня 1907 г. Государственная дума стала полностью подконтрольной правительству, то есть формально самодержавие было ограничено парламентом, а реально — оставалось неограниченным. Поэтому III и IV Думы были по составу уже не левые и не создавали правительству проблем. В III Думе действовал так называемый «октябристский маятник»: абсолютного большинства не имела ни одна фракция, поэтому
верная правительству фракция октябристов блокировалась с правыми, если правительству нужно было принять охранительный закон, и с кадетами для принятия реформистских законов. Этот механизм позволял правительству П. А. Столыпина принимать любые необходимые ему законы.
Ведущим реформатором второй половины николаевского царствования был П. А. Столыпин, занимавший в 1906-1911 гг. два важнейших поста в управлении страной — председателя Совета министров и министра внутренних дел. Он был убежденным монархистом и противником революции, но понимал необходимость модернизации (для подавления опасной для страны революции
нужен не только террор, но и реформы — постепенные, для подъема страны нужно «20 лет покоя внутреннего и внешнего»), и в первую очередь решения аграрного вопроса.
Основные направления политики П. А. Столыпина были следующими.
- решая остро вставший в революции 1905 г. аграрный вопрос, П. А. Столыпин преследовал сразу несколько целей:
- экономические — увеличить производство сельскохозяйственной продукции и освоить пустовавшие земли;
- политические — снизить накал крестьянского недовольства, сформировать новую опору самодержавия из зажиточных крестьян-собственников и отдалить значительную массу крестьянства из центра России (во избежание их участия в революции);
- социальные — решить проблему малоземелья в перенаселенных центральных районах, не затрагивая помещичье землевладение;
- содержание реформы (царский указ от 9 ноября 1906 г.):
- улучшение экономического положения крестьян (отмена выкупных платежей с 1907 г.);
- разрушение крестьянской общины, сдерживавшей развитие экономики, и насаждение частного крестьянского землевладения: для этого разрешался свободный выход крестьян из общины, после чего крестьяне становились частными собственниками земли. Все закрепленные за крестьянином наделы сводились в один земельный участок, который мог располагаться либо на территории деревни или села (отруб), либо отдельно от нее — в специально отведенном, обособленном месте (хутор). Предполагалось, что разрушение общины приведет к имущественному расслоению среди крестьян, появлению значительного слоя частных соб- ственников-фермеров, которые будут вести хозяйство более эффективно за счет использования наемного труда своих разорившихся односельчан и станут надежной опорой власти;
- поощрение и оказание помощи крестьянам, желающим переселиться на окраины страны (Сибирь, Казахстан, Средняя Азия), где было много пустующих земель;
- активизация деятельности Крестьянского банка: он начал выдавать ссуды на льготных условиях крестьянам, которые переходили на хутора или участвовали в переселенческих мероприятиях;
- результаты столыпинской аграрной реформы были противоречивы:
- позитивные итоги: рост сельскохозяйственного производства, увеличение технической оснащенности крестьянских хозяйств, освоение сибирских земель;
- негативные итоги: не удалось полностью разрушить общину (из общин вышли всего 25-30 % всех крестьян), создать класс зажиточных крестьян-собственников (выходили из общин по большей части не зажиточные крестьяне, а бедняки, которые продавали наделы и нанимались рабочими в город), переселить крестьян в малозаселенные районы (почти 20-25 % из уехавших вскоре вернулись обратно).
Причины неудачи реформы: ее незавершенность (реформа длилась фактически 8 лет, а П. А. Столыпин говорил как минимум о 20 годах), консервативное сознание крестьян (хуторян и отрубников крестьяне, оставшиеся в общине, воспринимали как врагов, наравне с помещиками, нередко совершали нападения на их хозяйства), зачастую насильственные методы проведения реформы, плохая организация переселения. Уровень социальной напряженности в деревне не только не снизился, но еще больше возрос.
Реформы Столыпина не получили широкой поддержки в обществе. Для революционеров и либералов он по-прежнему оставался «вешателем», кроме того, у левых партий не могла вызывать симпатий его аграрная политика, основанная на принципе частной собственности. Правые опасались, что реформа Столыпина приведет к усилению влияния зажиточного крестьянства, которое станет конкурировать с помещиками. Николай II, поначалу всецело доверявший премьер-министру, стал постепенно отдаляться от него. В 1911 г. Столыпин был убит в результате покушения, совершенного анархистом (и одновременно полицейским агентом) Богровым.
Глоссарий:
- третьеиюньская монархия кратко
- третьеиюньская монархия
- третьеиюньская монархия это
Память о пережитом сочинение рассуждение 15.3.
Третьеиюньская монархия (1907-1914). Деятельность П. А. Столыпина
- Человек в тоталитарном обществе. «Один день Ивана Денисовича». А. И. Солженицына
- Характеристика героя Карандышев, Бесприданница, Островский
Categories: Сочинения по литературе