Время и пространство в стихотворении Б. Л. Пастернака «Снег идет»

К рассмотрению художественного произведения можно подойти с разных сторон. Цель этой работы — не анализ стихотворения «от первого слова до последнего» и не методические рекомендации по работе над художественным текстом. Одна из форм творческой работы учащихся на уроках литературы — самостоятельное постижение художественного произведения.

В 11-м классе после обзорного изучения лирики Б. Л. Пастернака я предложила ученикам письменную работу «Время и пространство в стихотворении Пастернака «Снег идет»». Большинство

ребят с заданием справились, проявив умение внимательно вчитываться в художественный текст, выделять в нем главное. Любое литературное произведение несет сведения о художественном пространстве, организованном особым образом, и временных связях. «Основой художественного мира является хронотоп, координаты которого — время и место — часто указываются в названии произведений… Это могут быть циклические координаты, в частности, название времени года. Также в заглавии могут быть обозначены и «точки» на временной оси, и целые «отрезки»…

Автор, фокусируя внимание читателя на определенном временном

промежутке, стремится передать и суть бытия…» . В данном стихотворении акцент сделан на пространственной и временной интерпретации. Произведение продолжает лирическую традицию русской поэзии, и прежде всего на память приходят «Бесы» А. С. Пушкина. Подробно говорить об этом не имеет смысла, поэтому отметим основные параллели: как и в стихотворении Пушкина, у Пастернака «все в смятеньи»; движение круговое — через синтаксис; пространство «метельно», «вьюжно», непроницаемо для зрения; один стихотворный размер — четырехстопный хорей; заблудиться в пространстве — значит заблудиться и во времени.

По замечанию В. С. Франка, «у каждого поэта есть свой элемент: снежная вьюга — у Блока, земля — у Есенина. Родной элемент Пастернака — текущая вода…» Вода как воплощение однообразного могучего движения, вода в форме атмосферных осадков: дождь — это живая вода, снег — вода мертвая. В последнем сборнике Пастернака «Когда разгуляется…» снег окончательно завладевает территорией.

С первой же строфы стихотворения «Снег идет» пространство расширяется по вертикали и по горизонтали.

К белым звездочкам в буране Тянутся цветы герани За оконный переплет.

Все живое устремлено вверх — к бесконечности, где «все пускается в полет», и поэтому нельзя ограничить это движение ни пространственными, ни временными преградами.

Можно ли определить время в стихотворении? Кажется, это совсем просто: время года, бесспорно, зима. Но вместе со снегом происходит движение времени: «Может быть, проходит время? // Может быть, за годом год // Следует, как снег идет…» В то же время есть в стихотворении указания на реальные праздники , что делает ритмичность, периодичность времени не абстрактным, а близким и родным человеку. Прежде всего цикличность времени прослеживается через рефрен «снег идет». Кроме этого, все глаголы в стихотворении — в форме настоящего времени, здесь соблюдается формально-грамматический принцип повествовательности.

Может показаться, что автор «схватил» момент настоящего. Особенно это заметно в первом катрене. Но основное событие — снегопад — растягивается во времени.

Так создается впечатление, что событие уже совершилось: оно относится и к прошлому, и к будущему. «Святки», «промежуток краткий», «Новый год» — все это в одной строфе. Действительно, «есть только миг между прошлым и будущим — // Именно он называется жизнь». Вечность сочетается с мимолетностью, и создается ощущение гармонии.

Пространство в стихотворении циклично расширяется. Все как будто выходит за пределы и стремится к какой-то одной точке, все земное пытается обрести максимальную свободу, «черной лестницы ступени» ведут вверх, а небо, наоборот, спускается на землю. В каждой строфе как бы два разнонаправленных движения: и вниз, и вверх, и по вертикали, и по горизонтали.

В самом названии стихотворения содержится указание на мотив движения: «снег идет». Время и пространство соединены в одно целое: во-первых, «снег идет» — снегопад — вертикальное пространство, антитеза: небо-земля . Кроме этого, в названии стихотворения есть указание на то, что события происходят в настоящее время, и на то, что этот процесс непрерывен . И это становится символом времени, которое нельзя остановить ни на мгновение. Его не замечаешь в данный момент, но, оглянувшись в прошлое, задумываешься о быстротечности времени. Итак, в центре стихотворения — движение, вечное и непрерывное, и «снег» становится символом перемен, быстротечности времени, цикличности жизни.

Это стихотворение-«карусель». «Снег» стирает пространственные и временные границы: «Снег идет, и все в смятеньи, // Все пускается в полет…» За счет такого бурного движения пространство заполняется и становится густым, почти материализуется: «Снег идет, густой-густой». Но эта «густота» в то же время размывает видимые, четкие очертания предметов, вследствие чего пространство становится неопределенным, иллюзорным. Небо сливается с землей через снегопад, и происходит встречное движение. Вот что об этом пишут учащиеся .

«Снег переворачивает все с ног на голову, вносит в жизнь беспорядок и хаос. Но в то же время он является объединяющей силой земли и неба, «горизонтали» и «вертикали».

А в заплатанном салопе Сходит наземь небосвод.

А пространство в стихотворении бесконечное. Это и ширь небосвода, и звезды в буране, и перекрестка поворот. Неопределенность — и в движении пространства: оно то сужается до размеров лестничной площадки, то расширяется до небосвода. И эта бесконечность пространства не только дает ощущение свободы, но и будет существовать вечно, значит, и времени определенного нет и не будет.

Время и пространство органично связаны, неразрывны. Человека «закруживает» жизнь» .

«Пастернак изображает движение, вечное и непрерывное. «Снег идет, снег идет» — рефрен стихотворения. Так же идет жизнь, идет время… Автор подводит читателя к восприятию мира как части космоса, глобальной системы.

Сходит наземь небосвод… Сходит небо с чердака.

Границы реального мира стираются.

Пространство безграничное, необъятное. Но в то же время поэту дороги мелкие детали земной жизни; цветы герани, лестницы ступени… И жизнь человека в этом необычном пространстве и глобальна, и значима — на уровне вселенной, и «опущена» до бытового уровня. Жизнь эта органично вписывается и в скоротечное время: «В ногу с ним, стопами теми, // В том же темпе, с ленью той // Или с той же быстротой, // Может быть, проходит время?» Время у Пастернака тоже космическое, как и пространство, и тоже «перемалывает» мелкие, бытовые события» .

Во второй части стихотворения движение в пространстве отступает на второй план, важнейшими становятся философские мысли о времени. Над снегопадом лирический герой избавляется от «смятенья», получает возможность посмотреть на обыденные вещи иными глазами. Поэтому-то, оторвавшись от суеты, от всего земного, он приходит к мысли о том, что все в мире, в природе относительно, что скорость времени можно чувствовать по-разному: для одних оно летит, для других неторопливо тянется.

Для «убеленного пешехода» это «смятенье», снегопад; круговорот, сиюминутное восприятие мира, жизни, а для лирического героя время иное.

Потому что жизнь не ждет. Не оглянешься — и святки. Только промежуток краткий,

Смотришь, там и Новый год.

Время скоротечно и необратимо. Важно, чтобы жизнь человека органически вписалась в это время, «успела» за ним: «В ногу с ним, стопами теми…»

Интересно объяснила это одна из учениц: «На лирического героя похожи цветы герани, которые тянутся «к белым звездочкам», пытаясь преодолеть «буран» и выйти «за оконный переплет». Таким препятствием для героя становится «перекрестка поворот». Когда вокруг «смятенье» и «все пускается в полет», трудно выбрать нужное направление, находясь на перекрестке. И только поднявшись над землей вместе с бураном, закружившись в снегопаде, лирический герой смог иначе взглянуть на время, чего было не дано «убеленному пешеходу»» .

В этом стихотворении прослеживается одна из характерных черт поэтики Пастернака — умение одновременно видеть жизнь в подробностях и схватывать общий план, смешение быта и бытия, сочетание мелкого, конкретного и бесконечного , сиюминутного и вечного .

К белым звездочкам в буране Тянутся цветы герани…

А в заплатанном салопе Сходит небо с чердака.

Обыденное, каждодневное имеет для автора значение вечного, общечеловеческого. По замечанию одной ученицы, «автор создает картину мироздания, через простые, обыденные явления выходит во вселенную, через предчувствие Нового года говорит о вечности. Небольшое событие — снег идет — становится очень важным. Это наша жизнь» .

И еще фрагмент ученической работы.

«Ход времени в стихотворении неумолим. Его нельзя ограничить ни настоящим, ни прошлым, ни будущим. Здесь какое-то особое свойство времени.

В том же темпе, с ленью той Или с той же быстротой, Может быть, проходит время?

Этот риторический вопрос дает возможность каждому ответить на него по-своему» .

Итак, «снег идет, и в ногу с ним… проходит время». Так вечно падающий снег связывает небо и землю, миг и вечность, так неразрывно соединяются время и пространство, становятся гармоничным целым: «…все в смятеньи», «все пускается в полет»…

Людмила Золоторева, Учитель русского языка и литературы лицея

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)




Очерк сочинение мой современник.
Время и пространство в стихотворении Б. Л. Пастернака «Снег идет»

Categories: Сочинения на определенные темы