После вынужденного многолетнего молчания возвращение Заболоцкого в литературу было непростым. Радость творчества, радость общения с миром, с природой выражалась в стихотворениях этого времени «Гроза», «Утро», «Бетховен», «Уступи мне, скворец, уголок…». Но этот творческий подъем сменился спадом, и это объяснимо — поэт не был уверен, что его мысли не будут опять превратно истолкованы.
Читая стихи Заболоцкого сороковых годов, иногда трудно поверить, что они написаны человеком, прошедшим через тягчайшие испытания: его
поэзию отличает душевная открытость. Стихотворения остаются философскими, но при этом поэт удаляется от абстрактно-космического восприятия мира, обращает внимание на человека с его бедами, проблемами, радостями. Лейтмотивом поэзии Заболоцкого становится утверждение вечно живого, прекрасного мира, в котором сохраняются мысли и «живая душа» человека. В свою очередь, человек остается в природе, «как медленная птица». Программным стало стихотворение «Я не ищу гармонии в природе…». Оно опирается на классическую традицию, в первую очередь тютчевскую (мотивы лирики поэтов вообще близки), и в то же время
противоположно ей. Тютчев видел в природе гармонию («Певучесть есть в морских волнах, / Гармония в стихийных спорах…»). Заболоцкий же утверждал:
Я не ищу гармонии в природе.
Разумной соразмерности начал
Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
Я до сих пор, увы, не различал.
Здесь, противореча своим ранним стихам, поэт утверждает, что только человек может внести разумное начало в природный хаос.
Система тропов позволяет оформить главную мысль стихотворения — природа одухотворена, но неразумна, и лишь человек, который является ее сыном, может исправить это:
И в этот час печальная природа
Лежит вокруг, вздыхая тяжело,
И не мила ей дикая свобода,
Где от добра неотделимо зло.
И снится ей блестящий вал турбины,
И мерный звук разумного труда,
И пенье труб, и зарево плотины,
И налитые током провода.
Так, засыпая на своей кровати,
Безумная, но любящая мать
Таит в себе высокий мир дитяти,
Чтоб вместе с сыном солнце увидать.
«Яне ищу гармонии в природе…», 1947
Природа гениальности аргументы.
Философская лирика 1940-х годов Заболоцкого Н. А
- Сочинение о судьбе передает повесть Метель А — С — Пушкина — Повесть Метель А — С — Пушкина:краткое содержание —
- Анализ стихотворения Фета «Вчера я шел по зале освещенной…»
Categories: Литература