ФИО автора материала: Якушева Лилия Владимировна
Место работы: МБОУ СОШ №15 г. Сургут ХМАО-Югра
Должность автора: Учитель истории и обществознания
Предмет: История России, 11 класс.
Тема урока: «Распад СССР и образование СНГ»
Форма организации занятия: урок-лекция с элементами беседы и дискуссии.
Цели урока:
— обучающие: формирование знаний о причинах распада СССР;
— развивающие: развитие навыков сравнения и анализа исторических явлений, процессов;
— воспитательные: воспитание учащихся
в духе понимания важности правовых ценностей, формирование понимания сложности и противоречивости изучаемого события.
В результате урока учащиеся должны:
— называть основные версии распада СССР;
— анализировать политику перестройки, процесс распада СССР и образования СНГ;
— давать оценку распада СССР, деятельности М. С. Горбачева.
Оборудование урока:
Учебник ;
Политическая карта мира;
Портреты политических деятелей
Персональный компьютер;
Мультимедийный проектор;
Интерактивная доска;
Документальная кинохроника «Вести от 22 августа 1991 года. Часть I»;
Документальная
кинохроника «Обращение М. С. Горбачева 22 августа 1991 года».
Программное обеспечение:
Microsoft Power Point 2015
VLC media player
Используемые приемы:
— запись основных понятий, составление хронологического календаря;
— составление тематического конспекта по ходу лекции;
— обсуждение проблемных вопросов.
Основные понятия урока:
Перестройка — последний период в истории СССР, связанный с попыткой обновления социализма в СССР в 1985 — 1991 гг.; политика реформирования СССР.
Гласность — открытое обсуждение государственной политики; возможность открыто сказать правду о своей истории и современности.
Плюрализм — множественность мнений, взглядов.
Путч — государственный переворот с участием небольшой группы заговорщиков.
«Парад суверенитетов» — провозглашение республиками СССР деклараций о государственном суверенитете в 1990 — 1991 гг.
Демократизация — процесс последовательного утверждения или обновления принципов народовластия.
Многопартийность — наличие в обществе наряду с правящими партиями легальной оппозиции, в роли которой выступают другие партии.
Правовое государство — государство, в котором признается верховенство права во всех сферах общественной жизни. Неотъемлемый элемент демократии.
Радикализм — политические настроения, характеризующие сторонников быстрых, решительных мер.
Организационная структура урока.
Этап 1. Организационный момент.
Задачи: мотивация учащихся на изучение темы, целеполагание.
Длительность этапа: 2-3 мин.
Содержание этапа:
— Вступительное слово учителя:
Сегодня мы завершаем изучение темы «Советский Союз в последние десятилетия своего существования». Распад СССР, оформленный Беловежским соглашением руководителей России, Украины и Белоруссии Б. Н. Ельциным, Л. М. Кравчуком и С. С. Шушкевичем 8 декабря 1991 г., является одним из самых значительных событий мировой истории XX в. Это, пожалуй, единственная оценка, которая принимается большинством историков и политиков. Все остальные вопросы, связанные с анализом причин и значения распада СССР, остаются предметом острых дискуссий.
— Целеполагание: сегодня на уроке мы попробуем выяснить причины распада СССР и его последствия.
Этап 2. Постановка проблемного вопроса.
Задачи: создание проблемной ситуации, не имеющей однозначного решения.
Длительность этапа: 2-3 мин.
Функции преподавателя: описание «проблемного поля», постановка проблемного вопроса.
Содержание этапа:
— проблемный вопрос: был ли распад СССР исторической неизбежностью? Для того чтобы узнать ответ на этот вопрос, необходимо понять — распад или развал страны произошел? Оба термина применяются в работах, посвященных этому периоду, употребляются в телепередачах и радиоэфире.
Существует две точки зрения: первая — распад СССР — закономерный результат исторического развития; вторая — в распаде страны виноваты конкретные политики, «развалившие СССР».
Этап 3. Всесторонняя проверка знаний
Длительность этапа: 5 мин.
Итак, прежде всего, давайте вспомним, Когда образовался СССР?
— 22 декабря 1922г.
Какие проекты по объединению в единое государство независимых советских республик были разработаны?
— План «автономизации» И. В. Сталина и союз равноправных республик В. И. Ленина.
Какие идеи были положены в основу этих проектов?
— план Сталина предполагал провозглашение РСФСР государством, в которое входят на правах автономных республик УССР, ЗСФСР, БССР; соответственно высшими органами власти и управления в стране должны были стать ВЦИК, СНК и СТО РСФСР.
Ленин обосновал идею образования союзного государства на основе полного равенства всех независимых советских республик: «… мы признаем себя равноправными с Украинской ССР и др. и вместе и наравне с ними входим в новый союз, новую федерацию…»
Какой проект был одобрен Пленумом ЦК РКП ?
— Ленинский план создания Союза Советских Социалистических Республик был утвержден Пленумом ЦК РКП 6 октября 1922.
Этап 4. Усвоение новых знаний.
Длительность этапа: 20-22 мин.
Задачи: поиск ответа на проблемный вопрос.
Объяснение учителем материала.
На ранних поездах анализ.
Конспект урока по истории «Распад СССР и образование СНГ» 11 класс
Categories: Сочинения на свободную тему