Сегодня ни у кого не возникает сомнений в том, что Пушкин — самый «изученный» русский писатель. И нередко произведения великого классика представляются современным литературоведам «неперспективными» в исследовательском отношении: о Пушкине, кажется, сказано уже все. Пушкиноведческая библиотека, как известно, в несколько тысяч раз превышает по объему Сочинения самого Александра Сергеевича. Тем не менее едва ли настанет день, когда о Пушкине будет сказано последнее слово.
Постоянно пополняющийся арсенал методов литературоведческого
анализа позволяет всякий раз по-новому подходить к интерпретации многократно прочитанных и, казалось бы, скрупулезно изученных «хрестоматийных» произведений.
«Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Пиковая Дама», «Капитанская дочка» — творения пушкинского гения, известные каждому школьнику. Что позволяет нам поставить их в один ряд и избрать их в качестве объекта исследования? В каждом из этих произведений герои видят сны, функция которых в структуре текста представляет для нас интерес.
Обычно говорят о психологизме Достоевского, Толстого, Чехова, уделяют внимание эмоционально-психологическому
складу героев этих писателей, но почему-то обходят стороной мастерство Пушкина-психолога. Задача настоящей работы — восполнить этот пробел, рассмотрев на примере данных произведений функциональные особенности сновидений, художественную роль и психологическую мотивацию последних.
Попытаемся определить место сновидения в развитии сюжета каждого из перечисленных произведений. Внимательно читая текст, нетрудно заметить, что сны герои видят перед какими-либо решающими событиями. И связано это с тем, что в судьбе каждого героя сны играют роль пророчества, предсказания: такова первая и, несомненно, важнейшая функция сна в сюжете пушкинских произведений.
Итак, что же предвещают сны героям?
«Все тот же сон! возможно ль? В третий раз! Проклятый сон!..» — это первые слова, которые произносит в трагедии «Борис Годунов» Григорий Самозванец. И этот сон предвещает герою то, что с ним случится в скором будущем:
…Мне снилося, что лестница крутая Меня вела на башню; с высоты Мне виделась Москва, что муравейник; Внизу народ на площади кипел
И на меня указывал со смехом, И стыдно мне и страшно становилось — И, падая стремглав, я пробуждался…
Характерно то, что пробуждение пушкинских героев происходит в кульминационный момент сновидений. Свои сны герои, как правило, не «досматривают». Примечательна также эмоциональная наполненность сновидения: «…И стыдно мне и страшно становилось…»
Падение в конце сна — тоже эмоция, хотя и видоизмененная и, очевидно, самая сильная, поскольку приводит к пробуждению. Отрицательная эмоциональность сна Григория перекликается с финалом трагедии, когда «кипящий» на площади народ «в ужасе молчит» и отказывается приветствовать Григория — «Димитрия», — это своеобразное предвестие «падения». Иерархичность пространства сновидения , несомненно, связана с боязнью падения на глазах у смеющегося народа.
При этом сам герой в своем сне пассивен: он оказывается на башне как бы не по своей воле — его «введет» наверх лестница, — и точно так же подневольно стремительное падение самозванца. Примечательно то, что роль Димитрия Самозванца, начатая с пробуждения в келье Пимена и рассказа о «проклятом сне», сном и заканчивается: «Ложится, кладет седло под голову и засыпает».
Интересно сопоставить сны Григория и Петра Андреевича Гринева : «Мне казалось, буран еще свирепствовал, и мы еще блуждали по снежной пустыне… Вдруг увидел я ворота и въехал на барский двор нашей усадьбы. С беспокойством выпрыгнул я из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце… «Тише, — говорит она мне, — отец болен, при смерти, и желает с тобой проститься». Пораженный страхом, я иду за нею в спальню Что ж? Вместо отца моего вижу? в постели лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая.
Я в недоумении обратился к матушке: «Что это значит? Это не батюшка. И с какой мне стати просить благословения у мужика? Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны.
Я хотел бежать… и не мог… Ужас и недоумение овладели мной… И в эту минуту я проснулся…»» Бросается в глаза явная абсурдность «сюжета» сновидения: отец оказывается настоящим, и, несмотря на тяжелую болезнь, он весело «поглядывает», да еще и вскакивает с постели и машет топором.
Сновидение наполнено нарастающими эмоциональными переживаниями героя: беспокойство, страх, ужас и недоумение. Финал сна Гринева схож с финалом сна Григория: пробуждение в момент наивысшего психологического напряжения.
Интересно, что переживания героя отражаются в природных явлениях . «Буран» в контексте повести — весьма многозначительный образ, связанный не только с чувствами Гринева, но и с историческими событиями того времени. Здесь так же, как и во сне Григория, поведение «сновидца» пассивно: случайный приезд домой , подчинение обстоятельствам, невозможность убежать от мужика с черной бородой, образ которого, кстати, возникает не случайно: сну предшествовала встреча с вожатым, который впоследствии окажется Емельяном Пугачевым — царем-самозванцем . Мать Гринева называет мужика «посаженым отцом», и это опять-таки не случайно — достаточно вспомнить, какую роль Пугачев сыграет в судьбе Гринева и Маши Мироновой. Гринев признает, что это «сон, в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни».
Не менее «вещим» является и сон Татьяны из романа «Евгений Онегин», о котором писали много. Ю. М. Лотман, в частности, указывал, что художественная роль сна Татьяны в том, что он является «центральным для психологической характеристики героини романа», а также «выполняет композиционную роль, связывая содержание предшествующих глав с драматическими событиями шестой главы». Психологическая мотивировка сна, очевидно, та же, что и у сновидений Дмитрия Самозванца и Гринева, — тревожное, напряженное ожидание грядущих событий.
Ю. М. Лотман связывает мотивы сновидения еще и со «специфической атмосферой святок — временем, когда девушки, согласно фольклорным представлениям, в попытках узнать свою судьбу вступают в рискованную и опасную игру с нечистой силой».
Рассмотрим пространство Татьяниного сновидения. Героиня переходит через реку, что в народных мифологических представлениях связывалось с замужеством, но не только с ним. Река — это своеобразный делимитатор , то есть разграничитель, символизирующий деление мира на две части . В сказочной мифологии переход через реку означал еще и смерть, то есть «иное бытие». Жизнь в замужестве для девушки — это и есть «иное бытие», иная жизнь, такая же неведомая, как и смерть. В сновидении Татьяны, таким образом, любовь и замужество соединяются с чем-то ужасным, грозящим гибелью.
С этим связан и зеркально перевернутый свадебный обряд в сновидении героини. Она сама приходит к жениху , при этом Дом жениха находится в лесу, а лес в мифологических представлениях славян — чуждое, губительное пространство. Жених ее — Онегин — оказывается хозяином «лесной нечисти»; образ Евгения демонизируется, он становится убийцей Ленского . Сновидение Татьяны наполнено сильными переживаниями, а «движения души» представлены динамичностью «действия».
В ряду исследуемых наблюдений особняком стоят видения Германна — героя повести «Пиковая Дама». Строго говоря, снов Германн в произведении не видит. Пушкин описывает только какие-то полумистические-полуреальные видения, которые автор представляет читателю именно в таком качестве, а не как сновидения. Это важно потому, что перед нами — герой с болезненным сознанием, расстроенным «сказкой» о трех картах, тайну которых он пытается выведать.
Поэтому Германна тревожат не сны, которые нетрудно было бы отличить от реальности, а видения, происходящие как будто наяву, но слишком невероятные для того, чтобы быть правдой.
С «тремя верными картами» связаны три видения Германна. Первое привиделось ему во время отпевания графини, когда покойная подмигнула Германну и тот упал в обморок на глазах у толпы . Второе видение — ночное явление герою покойной графини и раскрытие тайны трех карт — функционально равно сновидению, так как играет роль предсказания, и читателю уже становится не вполне ясно — галлюцинация это или покойница являлась на самом деле. В повести нет четкого ответа на вопрос, реально ли видение Германна, хотя весь ход дальнейших событий как будто подтверждает действительность происшедшего.
И, наконец, третье видение — подмигивающая Пиковая дама на карте — окончательно приводит Германна к сумасшествию.
«Случай!», «Сказка!» — таковы две оценки анекдота Томского о трех картах, прозвучавшие в повести. «О всех дальнейших событиях, кончая чудесным выигрышем и злосчастной ошибкой героя, можно сказать «случай» или «сказка»», — указывает С. Г. Бочаров. Действие повести постоянно «двоится»; оно протекает одновременно и во внешнем мире, и в воображении героя, «и двойственность эта несет в себе поражение Германна». Впрочем, и саму историю, рассказанную Томским, нельзя с уверенностью считать правдивой.
Однако однонаправленное сознание Германна не допускает случайности , потому и анекдот Томского, и собственные видения он воспринимает как нечто реальное.
Взаимодействие снов и реальности в произведениях Пушкина — один из интереснейших вопросов, который может стать темой отдельного исследования. Почему, например, к Гриневу и Татьяне Лариной, видевшим страшные сны, судьба отнеслась благосклонно , а Германн потерпел крах, несмотря на то, что покойная графиня открыла ему тайну удачи, которой он так ждал? Вопросов много, и невозможно ответить на все в пределах одной статьи.
Мы лишь попытались наметить пути для будущих научных исследований сновиденческого пространства произведений А. С. Пушкина.
Над чем заставляет задуматься рассказ уроки французского.
Сновиденческое пространство произведений А. С. Пушкина
- Контрольная работа по обществознанию для 6 классов
- Эссе на тему цена восстановления: подвиг народа только не вов
Categories: Новое