Сочинение на тему «Гроза» Н. Островского — драма или трагедия?

«Гроза» А. Н. Островского — драма или трагедия? «… Мир затаенной, тихой вздыхающей скорби» изобра­жает драматург, воплощая его события и характеры в об­разах персонажей драмы «Гроза», и очевидно, что слова Н. Добролюбова помогают точнее дать жанровое определе­ние произведения. «… Мир тупой, ноющей боли, мир тю­ремного, гробового безмолвия…» — но целый мир, а не фраг­мент его, — мир, взятый во всей полноте своих проблем и коллизий. Драма, давно неподвластная законам классициз­ма, все же не претендует на всеохватность;

в ней есть изве­стная толика типичности, но не всеобщности. Трагедия — схватка сердец, кланов, поколений, эпох. «Ни света, ни тепла, ни простора…» — мир-тюрьма, темное царство.

Известно, что замоскворецкие купцы с поклоном выхо­дили иногда на сцену Малого театра, благодаря актеров за их сценический портрет, меж тем как драмы Островского, в том числе и «Гроза», — воспроизведение не только соци­ального пласта жизни, но и психологического. Главным образом для драматурга было воссоздание кар­тины нравов и психологических типов, определителем ко­торых является принадлежность не к той или иной

соци­альной страте , а к специ­фической нравственной группе.

«Жестокие ругатели» были отнюдь не только среди купцов, но и среди, скажем, офи­церства , да и вечная женская забитость не помешала Марфе Игнатьевне Кабановой превратиться в деспотичную хозяйку, о кото­рой наиболее точно отзывается Кулигин: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Очевидно, что Островский на примере известных ему за­москворецких купцов выводит на сцену жителей Калинова не как портретную галерею русского купечества, а как па­нораму нравов всего общества, где человек зависит не от раз и навсегда предустановленной классовой принадлежно­сти, а скорее от богатства, дающего силу, — будь он купец или дворянин. В этом — надвигающийся стук лопахинских топоров и звон «господина купона» Глеба Успенского.

Это предвосхищение уже не может уложиться в рамки дра­мы, ибо одно дело — драма Катерины, драма ее жизни, и совсем другое — всемирная трагедия, типичным воплоще­нием которой явились нравы жителей Калинова. «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану — хоть ты меня режь», — таково жизненное кредо главной героини, пророчески намекающее на ее судьбу.

И — не менее судьбоносное ут­верждение Варвары: «А по-моему, делай что хочешь, толь­ко бы шито да крыто было». Третья позиция — безволь­ный Тихон, лишь над трупом жены поднимающийся до об­личительных слов, брошенных в лицо матери. Четвертая — любящий Катерину, но слабовольный Борис, племян­ник Дикого, — нет здесь не только воли, но и порядочнос­ти. Эти линии можно продолжать, но они вполне уклады­ваются в типы коллизий и общественных столкновений, обозначенных Добролюбовым: младших со старшими, бед­ных с богатыми, безответных со своевольными.

Это обще­ственная трагедия.

«… В ней теплится по временам только искра того свя­щенного пламени, которое пылает в каждой груди челове­ческой, пока не будет залито наплывами житейской гря­зи». Мир — «темное царство», Катерина — «луч света» в нем. Этим подчеркивается всемирность значения происхо­дящего в Калинове, типичность коллизий, приводящих че­ловека к гибели.

И когда Катерина завершает своей «про­тест, доведенный до отчаяния», тем самым она заставляет обратить внимание на такое же отчаяние других. Ее лич­ная драма, обусловленная социально и нравственно, пере­растает в общечеловеческую трагедию, и потому бесполез­ны споры о том, где именно разместит Островский свой Ка­линов: мир, думающий, понимающий и сочувствующий, сконцентрировался до образа этого города, и проблемы этого мира обрели в нем художественную типизацию. На это ука­зывает еще и постоянное движение чисто географического рода, пронизывающее пьесу: Феклуша рассказывает о да­леких странах, где люди «за неверность» «с песьими голо­вами», уезжают на свободу Тихон, Борис. Перемещение во времени — воспоминания Катерины, исполненные поэти­ческой романтики.

Как временной, так и пространственный охват в пьесе огромен, что тоже позволяет считать «Грозу» трагедией.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Анализ стихотворения муса джалиль.
Сочинение на тему «Гроза» Н. Островского — драма или трагедия?

Categories: Школьные сочинения