Стихотворение «Незнакомка» написано в трудный для поэта период. 1905-1906 гг. стали для Александра Блока одними из самых тяжелых в жизни. Наиболее трагичными событиями этого времени стали разлад с друзьями-символистами, уход жены к Андрею Белому, а также всплывшие на поверхность пороки общества, приведшие к Первой русской революции. Блок был очень чувствительной натурой, поэтому эти неблагоприятные изменения повлекли за собой душевную опустошенность писателя, а как следствие, переход от «Стихов о Прекрасной Даме» к «Страшным дням».
«Незнакомка»
же олицетворяет этот переход и содержит в себе описание как «страшного мира», так и прекрасного образа, вырывающегося из общей картины мещанства и порочности.
С первых строк произведения читатель погружается в удручающий мир, который, несмотря на весну — время преображения и обновления, наполнен «тлетворным духом». Каждая следующая строфа все глубже окунает нас в омут погрязшего в пустом празднестве дна. И все, даже то, что обычно представляется читателю в привлекательном свете, становится здесь неприятным, отталкивающим («гуляют с дамами испытанные остряки», «женский
визг», «ко всему приученный бессмысленно кривится диск»). В этом мире мы видим и лирического героя: «И каждый вечер друг единственный/В моем стакане отражен/И влагой терпкой и таинственной/Как я, смирен и оглушен». Казалось бы, он всего лишь один из «пьяниц с глазами кроликов», однако именно он обратил внимание на прекрасную незнакомку, появившуюся среди всего хаоса и торжества порока, выделил «девичий стан» из толпы и тем самым сам выделился из нее.
Вторая половина произведения посвящена незнакомке и кардинально отличается от первой. Повествование в этих шести строфах намного мягче и нежнее, чем в предыдущих. Таинственная дама описывается автором с нескрываемым восхищением, ее образ загадочен, расплывчат: «Всегда без спутников, одна/Дыша духами и туманами,/Она садится у окна». С ее появление уходит в небытие прошлая неприглядность мира, а остаются только «очи синие бездонные». И мысли героя сразу преображаются, становятся возвышенными, он стремится к мечте, верит в то, что в его душе «лежит сокровище» и только ему «поручен ключ». Он тоже говорит: «Истина в вине», но это совсем не тот крик праздных пьяниц: «In vino veritas!». Этот вывод указывает только на успокоение и умиротворение в мире отвратительной суеты, а не на пьяное забытье.
Основной литературный прием, используемый в стихотворении, — антитеза. Противопоставляются в произведении «страшный мир» и образ прекрасной незнакомки. Александру Блоку удалось добиться удивительно яркого контраста в этом приеме в том числе и благодаря непревзойденной звукописи. В первых шести строфах повторение «скрипучих» согласных создает атмосферу грубости и уродливости мещанского общества, а в последующих строфах аллитерация и ассонанс таковы, что читатель слышит неповторимую «музыку стихотворения» Блока и совсем забывает про недавнее резкое звучание. Усиливается противопоставление и за счет используемых эпитетов (в начале произведения — даже оксюморона): «тлетворный дух», «бессмысленно кривится» — в первой половине, «очарованный берег», «бездонные очи» — во второй. Стихотворение написано четырехстопным ямбом, как и многие другие произведения поэта.
Итак, стихотворению «Незнакомка» в творчестве Александра Блока отведена ключевая роль. Оно является программным и знаменует переход писателя от слепого следования за идеалом к осознанию порочности мира и вырождения общества. Однако этот переход вовсе не означал утрату писателем мечты, цели, он только изменил направление его творчества, которое теперь ориентировалось и на несовершенство всего окружающего Блока мира.
Художественные особенности каких народных сказок волшебных бытовых.
Подробный анализ стихотворения Незнакомка по плану (Блок Александр)
- Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
- Уроки доброты (по рассказу «Конь с розовой гривой», Астафьев)
Categories: Школьные сочинения